Статьи
Что измеряли исследователи?
-
WN‑WPM – сколько энергии требует пройти дистанцию, нормированное на вес.
-
VT – насколько сильно вибрации передаются на тело через раму.
Эксперимент:10 здоровых участников катили по трём типам покрытия шесть складных колясок (4 алюминиевые, 1 титановая, 1 карбоновая).
Что выяснилось?
Энергозатраты (WN‑WPM)
-
Разницы между материалами не было (>0,1) .
-
То есть титановая и карбоновая не требуют меньше усилий — не так значимо.
Вибрации (VT)
-
Карбоновая победила — наименьшая передача вибраций (<0,05).
-
Титан почти как алюминий — ожидания не оправдались.
-
Замечена обратная связь: чем меньше вибраций (VT), тем чуть больше энергии нужно (WN‑WPM).
Вывод
Карбон — золото. Он уменьшает вибрации без повышения усилий. Титан же оказался «старым добрым алюминием под новым соусом».
Почему это важно?
- Усталость плеч: меньше вибраций — меньше усталости и риска травм плеч и спины.
- Комфорт: плавный ход особенно важен для длительных передвижений.
- Надёжность: меньше вибрации = реже требуется ремонт или замена рамы.
Итоги — таблица-подсказка
Рекомендации
Для тех, кто много времени проводит в коляске, особенно на неровных дорогах, карбоновая рама — отличный выбор. Даже если она дороже, комфорт и уменьшенный риск вибрационных травм делают её разумной инвестицией. Тем же, кто ездит редко и по ровному, алюминий остаётся отличным вариантом.
Интересные факты:
- Вибрации в коляске могут превышать рекомендуемые ISO нормы — долгое воздействие вредно для всех органов.
- Карбоновые коляски действительно передают меньше вибраций, но не снижают усилия при катании.
- Ничего не почувствовал? – даже разница в вибрациях может быть менее заметной, чем кажется, но всё равно важна долгосрочность.
- Титан под микроскопом оказался неэффективным по виброустранению — его вибрации на уровне алюминия.
- Цена карбона отражает его уникальные свойства — лёгкость, жёсткость, но главное — комфорт и здоровье.
Источник: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1155/2014/609369